Италия глазами российского пенсионера

Моя первая поездка за границу!
01.12.2014
Экзотический Тайланд
21.12.2014

Италия глазами российского пенсионера

Рассказ об отдыхе от Цимбалюк Людмилы!

В 2014 нам с мужем исполнилось по 60. Мужу назначили «пенсию по старости» (я-то ужас этой формулировки пережила ещё 5 лет назад), и чтобы подсластить пилюлю перехода на следующую возрастную ступень, мы решили отправиться в путешествие по Италии. «Алый Парус» был первым агентством, откликнувшимся на наш запрос — с ним мы и сотрудничали, к нашему удовольствию. Очень милый агент Гульнара помогла нам подобрать тур «Итальянская классика ХИТ от Римини», и как только мы внесли задаток, по ТВ сообщили о банкротстве «Лабиринта» и тысячах застрявших за рубежом туристов. Слегка напуганные мы всё же оплатили тур, и тут же туроператоры посыпались один за другим… Очень хотелось хоть каких-то гарантий, и мы надоедали сотрудникам « Алого Паруса», а они нас уверяли, что работают с самыми надежными операторами и перевозчиками: «Тез Тур» , «Пегас» и т.п. Тем не менее, мы взяли с собой дополнительную сумму, на случай если дело дойдет до эвакуации, чтобы мы могли сами улететь домой, не дожидаясь помощи посольства.
Забегая вперед, скажу, что всё прошло без сучка без задоринки, без единой задержки или сбоя. Мы были приятно удивлены четкостью и высокой организованностью работы компании «Гартур», взявшей нас под крыло на территории Италии.
С возрастом характер портится и всё чаще хочется включить ворчалку, но удивительным образом она выключалась, едва успев начаться. Так в аэропорту Римини наш сопровождающий объявил, что нам придется подождать следующий рейс из Краснодара, т.к. часть нашей группы прибывает на нём. «У-у-у!» Стоп. Когда ещё мы целый час сможем наслаждаться воздухом родного города Федерико Феллини? В выданной нам информации читаем, что заселение в гостиницу проводится в 14.00, а мы прилетели в 6 утра. «У-у-у!» А нам: «Чтобы не терять времени, мы сразу отправляемся в Сан-Марино.» И нас очаровывает это крошечное (с населением 32 тысячи) государство в 25 км от Римини, которое является самым старым государством Европы и сохраняет свою независимость со дня основания в 301 году.

Утром в Римини прошел сильный дождь, температура всего 19С, вода в море грязная и штормит: «У-у-у, искупаться не удастся, зря везли купальники,» — но окунули ноги в море, идем по очень плотному, приятному песку, и в него уходит вся усталость и недовольство.

На следующий день рано утром выезжаем в Венецию.

Ах, Венеция, окутанное легкой дымкой воплощение романтики, мечта любого туриста!  Мы ходим по её узеньким улочкам, любуемся  собором Святого Марка на пьяццо Сан Марко, дворцом Дожей, мостами и мосточками, каналами, совершаем путешествие на катере по лагуне к её островкам. Наш гид советует: «Обязательно прокатитесь на гондоле. Мне одна туристка как-то сказала, и я теперь повторяю это всем, что прогулка на гондоле была как вишенка на торте для полноты картины», и наша группа дружно выстраивается у причала в очереди на гондолы, гид купила всем билеты и рассаживает в лодки по 6 человек. И тут мы с ужасом осознаем, что нестерпимо хочется в туалет, которого нет поблизости, и выбор – либо туалет, либо гондола. Мы выбираем гондолу, но плеск воды под веслом навевает отнюдь не романтические чувства. Вишенка оказалась подпорченной. Прости, Венеция.

Три дня в Риме, который ведет свое летоисчисление уже 29 веков, конечно, капля в море. Но с гостиницей в центре города, откуда пешком можно дойти до любой из главных достопримечательностей, мы успеваем увидеть многое, замирая от мысли, что здесь же ходили Цезарь,  Рафаэль, Микеланджело, Спартак, Наполеон…, знакомые ещё по школьным учебникам истории.

Вот они:
Пантеон
Колизей
Капитолийский холм
Римский Форум
Но по-настоящему история оживает в устах гида. Нам очень повезло с экскурсоводами: все как один – люди увлеченные, влюбленные в свое дело, знающие массу интересных вещей и с чувством юмора, которое сглаживало впечатление от мрачных, кровавых событий и нравов тех времен. Нерон, изобретающий изощренные способы убийства собственной матери, которые не срабатывают, и ему ничего не остается, как банально отравить её. Папа, правящий Римом, которого хлебом не корми – дай кого-нибудь повесить. Отцы города Флоренции, прикупающие преступников в соседних городах, чтобы казнить их публично, когда своих не хватало, т.к. публичные казни привлекали массу приезжих и денег в городскую казну. 77 рабов, закопанных живьем при закладке фундамента Колизея, т.к. прорицатели говорили, это позволит зданию стоять 77 веков, и более двух тысяч гладиаторов и пять тысяч хищных зверей, погибших на праздновании открытия Колизея, которое продолжалось 100 дней.
     От гида узнаем о говорящих статуях, на которые римляне могли повесить записки о том, что они думают о происходящем в городе, т.к. высказываться вслух было опасно для жизни; о прозвищах монумента Витториано, который не очень жалуют жители: «пишущая машинка», «свадебный торт», «вставная челюсть»;
о том, что в самом большом храме, посвященном Богоматери, соборе Санта Мария Маджоре молился об исцелении от тяжелой болезни наш известный актер Александр Михайлов («Мужики», «Любовь и голуби») и выздоровел, и посвятил этому собору песню «Санта Мария Маджоре».
Благодаря гиду делаем и лингвистические открытия. Слово «банк» происходит от итальянского banco  (лавка, скамейка, стол). Давным-давно когда паломников, идущих в Рим, разбойники грабили на дорогах, предприимчивые граждане Сиены, а потом и Флоренции стали предлагать им оставлять материальные ценности у себя за определенную плату. Чтобы таких людей было легче отыскать, перед их домами ставили скамейки. Если финансовых дел мастера вели бизнес нечестно, скамейки разбивали . Разбитая лавочка — banco rota, отсюда – банкрот. Хотя есть и другая версия: банк – от стола, на котором менялы раскладывали деньги.  И ещё  история. Одним из видов наказания за проступки был разбор крыши. Провинился, разобрали крышу на твоём доме и мокни-мёрзни. Но крышу можно было купить; заплатил денежки в казну и устанавливай крышу со скатами, с козырьком. Такие крыши указывали на то, что хозяин находится под протекцией властей. Так что «крышуют» уже не одну сотню лет.
Много ходим пешком. «Ой, ножки мои, ноженьки,» — начинаю я сочинять вопилку, когда вижу, как мимо нас рассекает группа на сегвеях.
Вот бы и нам такие! Интересно, как быстро можно научиться управлять этим транспортным средством, если даже на велосипеде ездить не умеешь? Когда мы собирались в тур, думали, будем самыми взрослыми в группе, но оказалось, что ещё несколько человек были нашего возраста и даже постарше, так что мы порадовались, что и русские пенсионеры теперь могут позволить себе путешествия. Кстати, молодежи не приходилось замедлять шаг из-за нашего присутствия.
Побывали мы и в Ватикане с его главной сокровищницей Сикстинской Капеллой и самым большим христианским храмом в мире – Собором Святого Петра. Наслышанные об огромных очередях на вход приготовились поскучать пару часов, но зашли уже через 10 минут, благодаря слаженной работе «Гартура». Впереди нас оказалась лишь японская группа – они ещё организованнее.
 Съездили в Тиволи, городок, основанный задолго до основания Рима. С удовольствием погуляли  по вилле кардинала Д’Эсте с его парком 500 фонтанов. Говорят, увидев именно этот парк, Петр Первый решил построить Петергоф.
Флоренция (итальянцы называют её Фиренце) покорила своими храмами (Санта Мария дель Фьоре, на мраморную облицовку которого жертвовал деньги наш Демидов.
Санта Кроче с фресками Джотто и гробницами известных людей); дворцами (была экскурсия во Дворец Питти – резиденцию Медичи с подлинниками Рафаеля), музеем под открытым небом на площади Синьории со скульптурами Микеланджело, Донателло, Бандинелли; невероятной красоты «вратами рая» Флорентийского баптистерия;
поклонением великому Данте, чей профиль проступает даже на мостовой, если её смочить  (мы заходили в церковь, где к нашему удивлению похоронены и законная жена Данте, и его возлюбленная Беатриче). В знаменитую Галерею Уффици нам попасть не удалось, т.к. билеты нужно заказывать очень заранее, но видели, как современные художники создают свои полотна прямо на асфальте рядом с галереей.
На ночь останавливались в курортном городке Монтекатини-Терме и думали, как здорово было бы провести в неге и неспешке недельку на этом спа-курорте, где Никита Михалков снимал «Очи черные» и где отдыхала жена президента Светлана Медведева.
   У менее известной, чем Рим, Венеция, Флоренция Сиены свое очарование
По преданию, город основали сыновья Рема, убитого Ромулом, поэтому и гербом города является волчица с сосущими её младенцами.
Сохранившийся нетронутым с 12 века центр города находится под охраной ЮНЕСКО. Симпатия у нас возникла сразу, как наш гид Даниела, жительница Сиены, показала нам на флаг с розовой ленточкой и сказала: «Это значит, что в контраде улитки родилась девочка. Когда я шла к вашему автобусу, ленточки ещё не было.»
И тут же на стене администрации мы увидели объявление с именем новорожденной.  При приросте населения «минус ноль»(по словам гида) такое трогательное отношение объяснимо.
Очень необычным показались и эмблемы на каждом доме в зависимости от того, к какой контраде (их в городе 17) дом относится.
                                                                    контрада носогрога
                                                                    контрада орла
                                                                    контрада пантеры
                                                                    контрада черепахи
Забавно было услышать, что в городе до сих пор проводятся кулачные бои – мужчины дерутся с мужчинами, женщины с женщинами. Запрет на какие-либо перестройки вносит неудобства. Так мы видели, как доставленный новый шкаф «заносили» через окно, т.к. лесенки такие узкие, что пронести его по ним невозможно. Но внутри домов есть все блага современной цивилизации.
В Сиене мы попробовали мясо дикого кабана  , миндальное печенье, на которое у города эксклюзивное право производства, и «хлеб силы» —  медовые лепешки с сухофруктами, которые пастухи брали с собой, они долго не портились и давали энергию.
 Как раз когда мы почувствовали, что все файлы нашей оперативной памяти заполнены под завязку, путешествие закончилось. Рано утром  (встать пришлось в 4 утра) на восьмой день мы вылетали из Римини. Из иллюминатора помахали на прощание Апеннинским горам и кажущейся бесконечной линии пляжей. Через пару часов под нами уже был Кавказ. Да-а,  дОма и горы выше, и равнины шире, и трава зеленее. Наконец-то выспимся в родной кровати. Утром открываю глаза: «Ну что, Саня, на следующий год в Испанию?»